Является ли Астрология наукой?
Основополагающим принципом астрологии принято считать Принцип соответствия (анологии), сформулированный в Изумрудной скрижали Гермесом Трисмегистом: «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи». Согласно Кибалиону «этот принцип заключает в себе ту истину, что всегда существуют соответствие между законами и явлениями в различных плоскостях Бытия и Жизни». И даже несмотря на то, что «сушествуют плоскости выше нашего Знания, но если мы применим к ним Принцип соответствия, то мы сможем понять многое, что иначе было бы для нас непостижимо», поскольку «этот принцип, являясь всемирно применимым в различных плоскостях материи Вселенной, Мысленной и Духовной, является Универсальным Законом».
Вторым принципом астрологии, частично вытекающим из предыдущего, является Принцип Причины и Следствия (см. Кибалион), согласно которому «Каждое следствие имеет свою причину. Всё совершается в соответствии с законом. Случай есть не что иное, как имя закона, который не распознан. Существует много планов причинности», и который объясняет, что уровней причинности несколько, поскольку существует несколько планов бытия, связанных Принципом Соответствия. Начало процесса на одном из планов означает начало аналогичных процессов на других планах.
Третьим принципом астрологии, отдельно неформулируемым, но постоянно применяемым, вытекающим из Принципа Причины и Следствия, является «Принцип начала», согласно которому условия в начале любого процесса определяют дальнейший ход и развитие этого процесса. В судьбе человека за такую отправную точку принимается момент рождения, в судьбе организации — момент её регистрации, и т. д., а в качестве начальных условий выступает расположение небесных тел. В то же время, некоторые современные астрологи на основе различной аргументации отвергают классические воззрения, согласно которым за начало отсчёта человеческой судьбы берётся момент рождения. Взамен они предлагают вести отсчёт судьбы человека с момента его зачатия и развивают направление астрологии зачатия по аналогии с натальной астрологией (см. ниже).
Древние астрологи разделяли мироздание на божественную, вневременную часть, к которой они приписывали светила, как управителей времени, и на мир изменчивых явлений, находящийся под нижней из сфер — сферой Луны. Мир подлунный, согласно древним, подвластен самому времени, то есть цикличным движениям светил. Астрология древних имела в основе своей натурфилософию Аристотеля, а также воззрения Платона. Все явления подлунного, временного мира, согласно древним, имеют момент рождения, момент кульминации и момент заката и неизбежной смерти. Все явления подлунного мира имеют в основе своей сцепления первосостояний материи или элементов. Круговращение светил вызывают распад и новые сцепления этих элементов, тем самым проявляя распад старых и рождение новых форм. Поскольку движение планет неукоснительно по природе своей, вызываемые ими явления тоже могут поддаваться предвидению. Именно поэтому, астрология древних была столь точна в своих прогнозах и фаталистична в своей философии. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Является ли Астрология наукой? Разговор об этом вызывает достаточно жаркие споры, и хотя сам по себе очень интересный вопрос, несущий правда только удовлетворение ментального любопытства, и как всякое определение очень мало практической пользы, но…
Каждая наука имеет предмет и метод.
Метод может быть эмпирическим или абстрактным.
Предметом может быть человек или природа. В первом случае наука по своему предмету является гуманитарной, во втором – естественной.
Итак, есть четыре класса наук: естественно-абстрактные, естественно-эмпирические, гуманитарно-абстрактные и гуманитарно-эмпирические.
Эмпирический метод состоит в последовательном совершении следующих пяти операций: наблюдение, измерение, моделирование, прогнозирование, проверка прогноза.
В упрощенном и чистом виде он ограничивается только двумя первыми операциями.
Абстрактному методу свойственны следующие операции: постулирование аксиом, введение определений, дедуктивный вывод теорем, логический анализ суждений.
Эмпирический метод позволяет судить только о конкретных фактах, измеримых и наблюдаемых.
Его выводы имеют практический характер, но могут применяться только в строго определенных обстоятельствах.
Эмпирический метод не может открыть безусловной истины, зато он подсказывает, чего ждать от будущего.
Абстрактный метод позволяет судить о законах и идеях, которые нельзя видеть и наблюдать, а можно только формулировать.
Его выводы являются абсолютной истиной, которая верна всегда и везде. Однако она теоретична и не имеет прямого отношения к наблюдаемым фактам и явлениям.
Абстрактный метод не позволяет точно предсказывать будущее положение и состояние конкретных объектов, но дает знание о законах, которым они подчиняются.
Естественно-абстрактные науки – это математика, логика и системный анализ.
Они изучают ту часть природы, которая стоит, скрытая за зримыми явлениями, позволяя понять их суть. Они необходимы даже для создания моделей, используемых в эмпирических исследованиях.
Эти науки называют математическими.
Естественно-эмпирические науки – это физика, астрономия, химия и биология, а также все технические дисциплины.
Они изучают те явления и объекты природы, которые можно наблюдать, описывать и измерять при помощи четко определенных средств, приборов и понятий. Только эти дисциплины считаются науками в узком смысле.
Эти науки называют точными.
Гуманитарно-абстрактные науки – это философия и все ее отрасли, включая, например, экономику и этику.
Они изучают законы, принципы и идеи, которыми руководствуются или которым подчиняются люди в своей деятельности. Строгий метод геометрии дает им образец последовательной системы.
Эти науки традиционно называются моральными.
Гуманитарно-эмпирические науки – это психология, лингвистика, социология, демография, экономическая география, прикладная статистика и эконометрика.
Они пытаются изучать объективно наблюдаемые факты из жизни людей. Перечисленные дисциплины пока добились наименьших успехов среди всех наук. Наблюдений и описаний накоплено много, а способы измерений разработаны гораздо хуже, чем в точных науках.
Их главная задача – четко определить круг явлений, к которым применим эмпирический метод, условия, когда он способен дать полезный прогноз.
Эти науки уместно назвать историческими, так как они невозможны без систематического изложения фактов, произошедших в прошлом.
История не является отдельной наукой.
Исторический труд как правило содержит не только систематизацию социальных фактов прошлого, но и попытки философского исследования, а иногда и описание изменений в природе.
Некоторые отрасли знания находятся на стыке двух классов.
География является дисциплиной исторически-точной, механика – точно-математической, гносеология – математически-моральной, экономика – морально-исторической.
Об экономике вернее сказать, что это не одна единая наука, а две разных. Дедуктивная праксиология классической и австрийской школы – это моральная наука, а индуктивная эконометрика монетаристов и их предшественников – историческая.
Все это написано, чтобы развеять предрассудки вокруг термина “гуманитарная наука”. Кроме того, давно следовало определить, можно ли считать науками математику и философию.
В заключение, следует упомянуть о любопытном совпадении.
Четыре класса наук, описанные выше, точно соответствуют четырем базовым психотипам, которые выделяет соционика.
Эмпирический — то же самое, что сенсорный. Абстрактное совпадает с интуитивным. Логичное – это естественное. Этичный – значит человеческий.
Поэтому очевидны следующие соответствия.
Естественно-абстрактная, или математическая наука – логико-интуитивный тип.
Естественно-эмпирическая, точная наука – логико-сенсорный тип.
Гуманитарно-абстрактная, или моральная наука – этико-интуитивный тип.
Гуманитарно-эмпирическая, историческая наука – этико-сенсорный тип.
Валерий Кизилов 25 января 2001 года. Опыт о классификации наук
Эмпирический метод состоит в последовательном совершении следующих пяти операций: наблюдение, измерение, моделирование, прогнозирование, проверка прогноза.
Желающие могут заняться личными наблюдениями…
Каждому градусу Зодиака «привязана» определенная характеристика, составленная в результате многолетних наблюдений.
Своего рода «концентрат» сформировавшихся наблюдений.
Первый градус Овна, Градус Солнца.
Астрологи часто называют еще «градусом козла отпущения»… Кто-то ищет «Козла отпущения», кто-то им становится, либо в глазах окружающих, либо в собственных…
Сабианский: МАРС — Большая энергия и неуживчивость характера. Твердость в несчастии.
Тэбоический: «Мужчина, который в левой руке держит розгу, а в правой серп». Трудолюбие, характер трудолюбивый, но задиристый, борется за существование.
Очень странный: — Здоровый стоящий человек, одет в кожанную одежду, но с голыми плечами. Настоящий Геркулес. Градус силы и страсти. Трудоспособность, сила характера, устойчивость, страстность, агрессивность, хорошо подготовлен к жизни и борьбе. Каитан /рыба/.
Авестийский: — ВЕПРЬ — ЗАЯЦ БЕЛЯК — САРАНЧА
Рэдияр: ЖЕНЩИНА, ТОЛЬКО ЧТО ПОДНЯВШАЯСЯ ИЗ МОРЯ. ЕЕ ОБНИМАЕТ ТЮЛЕНЬ. КЛЮЧ: ПРОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И ПОТЕНЦИАЛЬНОСТЕЙ СОЗНАНИЯ.
(Продолжение следует)